Фильм «Ушпизин» («Гости») / «Ha-Ushpizin» (2004)

Этот фильм мне порекомендовал посмотреть человек, возмутившийся моей рецензией на фильм «Кадош» («Святой»), который был номинирован в 1999 на Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, – в отличие от «Ушпизин», который оценила только Израильская киноакадемия.

Итак, фильм «Ушпизин» («Гости») показывает в подробностях уклад жизни, систему ценностей и мировоззрение религиозного ортодоксального еврейского общества на примере нескольких дней из жизни одной бедной бездетной семьи. Во-первых, складывается впечатление, что несмотря на свою бедность супруги не работают, но, судя по фигурам обоих, вовсе не страдают при этом от недоедания. Похоже, их вполне устраивает их жалкое жилище, – по крайней мере, они не проявляют намерений что-либо сделать, чтобы взять на себя ответственность и создать своими руками своё материальное благополучие, тем более, надеясь зачать ребёнка.

Их представления об устройстве мироздания явно унаследованы от ну очень далёких предков, для которых миром вплоть до самых мелочей правит бог-владыка, помыкающий людьми, событиями и явлениями, словно кукловод безвольными марионетками, – и касается это, похоже, всего и всех, кроме самих ортодоксальных евреев, с которыми «всевышний» нянчится как с малыми детьми. Затянувшаяся инфантильность отражается и в социальном устройстве, где критическое мышление и самоопределение полностью исключены, а авторитет раввина непререкаем.

Воспитанный религиозной традицией, главный герой в качестве самоидентификации, несомненно, принял Эго, а в качестве мировоззрения – эгоцентризм. Этим обусловлен его удручающий ритуальный формализм, в реальность символов которого герой верит с детской наивностью. И что, казалось бы, плохого в том, что люди живут в выдуманной ими сказке? Ведь все народы когда-то мерились «чей господь круче», фанатично соблюдали традиции предков и религиозные постановления… Многие верили, что они – «единственный избранный» народ, и что их бог обязательно позаботится обо всём… Однако не всё так «безобидно», ведь за всем этим упрямым первобытным неведением стои́т трагедия непонимания жизни, безответственность в отношении выяснения правды и истины, обречённость удовольствоваться ложной самоидентификацией и как следствие системой ложных ценностей, которую религиозный адепт стремится передать своим детям, а то и распространить свои догмы на весь мир. Робкую надежду на выход из религиозного безумия оставляет лишь указание (кое-где) на комедийный жанр фильма и звучащий под конец хасидский хип-хоп со словами: «Человек должен знать, что на самом деле в мире есть только Святой, Благословенный Бог».

Удручает и судьба актёров, судя по информации в сети: Шули Ранд – начал соблюдать законы Торы и отказался от карьеры артиста, спустя некоторое время он пересмотрел своё решение и в содружестве с режиссером Гиди Даром написал сценарий для фильма «Ушпизин», в котором сам и сыграл главную роль. Супруга Шули Ранда, Михаль Бат-Шева Ранд, – талантливая актриса, сценарист и режиссер, вернувшись к еврейской традиции, она также оставила профессию, но в «Ушпизин» сыграла роль жены главного героя.

Не могу рекомендовать этот фильм к просмотру ради позитивных познаний. Но для общего развития и для самопроверки не лишним будет увидеть наглядный пример, «как жить нельзя».