Фильм: Нефариус / Nefarious (2012)

Фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы понять это, нужно ответить на вопрос: достиг ли в итоге «демон» своей цели? – Несмотря на финальное решение психолога, напрашивается ответ «Да», и, пожалуй, так оно и есть.

Во-первых, психолог был предупреждён о значительных манипулятивных способностях пациента, и тем не менее отнёсся к этому предупреждению без должной осторожности, а в результате попался на удочку чувства вины. Для сравнения сто́ит вспомнить обратную картину в фильме «Умница Уилл Хантинг» / «Good Will Hunting» (1997), когда психолог Шон снимает с пациента Уилла всю вину, что приводит к освобождению молодого человека от самообмана и многих комплексов.

Во-вторых, никакого разделения в Реальности не существует, а психолог пришёл к убедительному заключению (слепой вере), что это не так, т.е. принял в качестве реальности иллюзию и стал проповедовать её на весь мир. В таком состоянии будет крайне трудно вновь вернуться к здравомыслию и понять, что вся проблема заключается лишь в одном разуме, как показано в фильме «И́гры разума» / «A Beautiful Mind» (2002).

В-третьих, признав себя некомпетентным в вопросах теологии, психолог тем не менее самоуверенно принял игру на этом заведомо проигрышном для себя поле, да ещё в условиях цейтнота. Правильным решением было бы взять паузу в диалоге с «демоном» и обдумать все ситуации и аргументы в максимально спокойной обстановке, возможно, прибегнув к помощи более компетентных коллег. Однако психолог многократно отвергает предлагаемые советы, всё больше и больше загоняя себя в ловушку.

К сожалению, в фильме нет ответа на вопрос о действительных мотивах поступков психолога в отношении его матери и беременной подруги, поэтому нет причин отвергать вариант, что эти поступки всё же были вполне здравыми и нравственными (как бы это ни звучало для противников эвтаназии и абортов). Например, в фильме «Вы не знаете Джека» / «You Don’t Know Jack» (2010) борец за эвтаназию преподносится как герой нравственности, и с этим сложно не согласиться. А у пра́ва на аборт противников едва ли больше, чем защитников, включая самих женщин, аргументы которых как минимум не менее весомы. Что же касается решения о вменяемости/невменяемости пациента, от которого зависело исполнение смертного приговора, то, на мой взгляд, решение очевидно даже с позиции слепой веры, которую обрёл психолог. Этим телом владел уже́ не человек, и освободить человека из-под власти «демона» не было возможности, так что казнь выглядит вполне логичным выходом. В противном случае «демон» продолжил бы разрушать и убивать людей, а после казни ему ещё придётся уломать новую жертву.

Но всё же главное в фильме, на мой взгляд, – это приятие или неприятие само́й картины бытия, которую изложил «демон». Если мы принимаем эту картину, то нас ждёт усугубление безумия и безысходность, поскольку в такой парадигме проблемы разума неразрешимы в принципе. Собственно, конец фильма как раз на это и указывает. Мы же должны взять на себя ответственность за фактическое положение дел, но не с чувством вины, а с решимостью вернуть себе здравомыслие и исправить допущенные ошибки.

Фильм: Облачный атлас / Cloud Atlas (2012)

В этом фильме переплетаются истории нескольких душ, и, чтобы в деталях понять замысел Дэвида Митчелла (автора одноимённой книги) и братьев/сестёр Вачовски, нужно внимательно проследить путь каждой из них, что при первом просмотре фильма несколько затруднено, поскольку одни и те же актёры, изображающие путь каждой души́, играют персонажей разного пола (в прекрасном гриме), так что они редко узнаваемы.

Центральной нитью через весь фильм проходит тезис: «Всё связано». По сути, один и тот же коллектив душ на протяжении многих поколений разыгрывает спектакль жизни, чтобы понять себя, открыть Истину, обрести подлинные ценности, что в совокупности и складывается в одно общее кино – кино (или рассказ), которое в конечном счёте смотрят (или слушают) дети – ду́ши, которым свой путь ещё только предстоит пройти. Фактически, с просмотра и глубокого осмысления этого «кино» и должен начинаться путь каждого нового поколения, чтобы изначально была видна (по возможности) вся картина мироздания, чтобы прожить жизнь осознанно в её глобальном смысле, а не как слепой персонаж с эгоцентричными целями, борющийся за мелочные личные выгоды под руководством страха (шёпота старины Джорджи). Всю суть жизни (как её понимают авторы), пожалуй, выражает манифест Садми:

«Мы не хозяева своих жизней. От рождения до смерти мы связаны с другими – прошлым и настоящим. И каждый наш проступок, как и каждое доброе дело, рождает наше будущее. Это последствия каждого индивидуума в масштабах вечности. Смерть – это всего лишь врата: когда они закрываются, открываются другие». – Остаётся добавить, что путь этот проходит Разум, и каким бы долгим ни был этот путь, в конечном итоге зло всегда истребляется, безумие уходит в небытие, а побеждает Истина и здравый смысл. И эта Истина – Любовь. Путь к ней через боль утрат и счастье открытий выливается в грандиозную симфонию – «Облачный Атлас» – высшее достижение, ради которого (по факту) мы и проживаем своих персонажей.

Ещё один важный тезис фильма: «Я не потерплю преступного ущемления своих прав!» – даже если за это придётся поплатиться жизнью. Попрание прав человека, таких как: свобода, Истина, Любовь, жизнь, выбор, счастье, достоинство, – это по сути уничтожение самого́ человека, низведение его до нечеловеческого существования. Поэтому для человека ничто не может быть оправданием для смирения и принятия такого существования вопреки хоть какому-то (пусть даже частичному) осознанию своей подлинной сущности.

Сериал: Утреннее шоу / The Morning Show (2019)

Сравнительно короткий сериал (всего 10 серий ~ по часу) с изумительными актёрами и глубоким смыслом. На мой взгляд, не сто́ит обращать внимание на аннотацию (и кто их только пишет?!) – сериал вообще не об этом. Взяв за основу сюжета тему сексуальных домогательств (хотя и это тоже не принципиально, тема могла бы быть любой другой), – авторы исследуют, как влияет на разум и состояние нравственности замалчивание правды о действительном положении дел в любом обществе. И как всё меняется, когда правда, порой ценой неимоверных усилий и даже чьей-то жизни, всё же прорывается сквозь установленные нами кордоны, пробивает брешь в устроенной нами картине «бытия» и открывает путь свету в это тёмное царство лжи, давая надежду на то, что мы сами можем устроить мир иначе.

Перевод от «NewStudio» содержит нецензурную лексику, тем не менее он великолепен. Ничего не могу сказать о других вариантах перевода – не сравнивал, но этот передаёт смысл очень точно, сочно и со вкусом.

Фильм «Скажи ей» / Российский (2020)

Если увидеть, а затем намеренно не обращать внимание на пропагандистскую составляющую, то фильм окажется, на мой взгляд, весьма познавательным и поучительным, поскольку он наглядно демонстрирует, как у человека формируется ментальный образ себя, система ценностей, логика оценочных суждений, какой и почему человек выбирает закон, на основе которого он устраивает свою жизнь. В итоге мы говорим, что что-то или кого-то любим, а что-то или кого-то отвергаем в вежливой или грубой форме, не осознавая при этом, ка́к сформировалось это разделение на Своих и Чужих и что́ мы выбираем на са́мом деле, делая этот лишь на первый взгляд «разумный» выбор. Таков путь истеричных зависимостей и навязчивых привязанностей, путь возведённого в принцип догматизма и нравственной слепоты, затянувшейся инфантильности и тотального ментального рабства, воспринимаемого однако настоящей желанной свободой.

Инстинкт / Instinct (1999)

Рассказанная в фильме история (впрочем, как и любая другая) требует осмысления. Когда человек в устроении своей жизни не может полагаться на разум, он возлагает свои надежды на инстинкты. Но проблема не в недостатках самого́ разума, а в отсутствии или недостатках исследования природы как совокупности законов устроения жизни. Для Человека разумного было бы странно копировать модели поведения животных. Если же мы разберёмся, в чём сущность законов, по которым устроена природа, то сможем построить свою жизнь на этих законах. Пока что жизнь, устроенная по выдуманным нами законам (или по «законам природы» как мы их поняли на данный момент), далека от разумного результата, которого хотелось бы достичь. И хотя этот фильм не предлагает законченного решения, тем не менее он подвигает на размышления и вносит свою важную лепту в копилку понимания самих себя и жизни.