Фильм: Доказательство / Proof (2005)

Этот замечательный фильм, наверное, сложно будет понять и прочувствовать тем, кто никогда не сталкивался с необходимостью доказывать всем вокруг свою – даже не правоту, нет, – скорее, «нормальность», – которая вместе с тем означала бы «ненормальность» всех окружающих. Если у сознания (разума) нет твёрдой опоры для подобного доказательства, он закономерно будет сомневаться в себе именно в силу своей «нормальности», поскольку всё вокруг свидетельствует не в его пользу. Активное (действенное) сомнение разума, не обладающего всею полнотой Истины, – это достоверный признак здорового рассудка, если активность (действенность) сомнения выражается в страстном желании и поиске правды.

Противоположное состояние ума называется догматизм, что выражается в агрессивной самоуверенности без подлинного знания и в равнодушном отсутствии поиска за ненадобностью Истины.

На протяжении всего фильма нам приходится пройти нелёгкий путь доказательства «нормальности» главной героини, в надежде найти хоть одного («живого») человека, способного отойти от всеобщей «ненормальности» и поверить срывающемуся голосу кричащей правды.

Фильм: Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)

В этом великолепном фильме прослеживается три основных линии, размышления над вопросами: что такое жизнь? что такое любовь? и какова роль истории в жизни человека? Жизнь главного героя накладывается на историю Америки – круговорот событий и страстей, в котором он не теряется и не растворяется, а неизменно продолжает жить своей жизнью.

Большинство людей стараются создать своей жизнью какую-то удовлетворительную для себя историю, основанную на традиционном понимании жизни, при этом каждый такой человек вовлекается в культивирование навязанных обществом ценностей, в физические конфликты и столкновения мнений и проживает свою жизнь, так и не ответив себе на важнейшие вопросы: о жизни, о любви и о роли бесконечных историй, – таковы персонажи, окружающие главного героя, за исключением его матери – воплощения самоотверженной любви и мудрости, извлекающей из каждой истории определённый духовный смысл.

Что же такое жизнь человека? – Это исполнение индивидуального предназначения, или она подобна пёрышку, гонимому ветром по бескрайнему миру, или что-то ещё?

А что есть любовь? – Есть ли в ней место для собственничества, ревности, грубости, конфликта и поиска удовлетворения одного человека за счёт другого?

И что есть история в жизни человека? – Есть ли смысл в этих историях, если они не рассматриваются в качестве художественных образов для открытия разуму чего-то нового и не приносят духовного понимания жизни?

Главный герой в этом фильме, как и все прочие персонажи (за исключением эпизодов исторической хроники), как раз и являет собой художественный образ, посредством которого авторы показали пример жизни, исполненной смысла, любви и свободы – свободы от бессмысленных страданий, конфликтов и навязанных лживых ценностей. Фильм словно иллюстрирует слова Экхарта Толле про три «НЕ-» истинной свободы: несопротивление, несуждение, непривязанность, – дающие жить жизнью Человека даже тому, кто в силу ограниченности своего интеллекта и образования не может самостоятельно разобраться, в чём заключается Истина Бытия.

Этот фильм основывается на романе Уинстона Грума и заявлен как его экранизация, однако он достаточно далеко отошёл от книги. Это прекрасный пример, как можно взять литературное произведение и снять фильм не хуже, а, возможно, даже лучше исходного материала.

На мой взгляд, наилучшее русскоязычное озвучивание фильма – одноголосое, Юрия Сербина. Этот перевод сделан наиболее литературно, живо и очень жизненно, а исполнение придаёт изумительную эмоциональную окраску.

Фильм: По соображениям совести / Hacksaw Ridge (2016)

Потрясающий фильм о нравственности, моральных качествах и духовных ценностях. На мой взгляд, всё-таки сто́ит чётко отделять историю, основанную на реальных событиях, от художественного образа, а потому вполне можно было бы исключить некоторые детали, не имеющие никакого значения, а именно: религиозность главного героя, выраженную в его привязанности к конкретному «священному» писанию, конкретному «богу» и в его принадлежности к конкретной конфессии, – всё это лишнее. Не следовало бы, на мой взгляд, приписывать религии заслуги нравственного формирования личности уже хотя бы потому, что это явление исключительно индивидуальное, а далеко не массовое, и это проявление разума, а не слепой веры в догмы. Законы: «не убей» и «люби ближнего как самого себя», – не религиозны по своей сути и для их приятия и отстаивания не требуется принимать какие-либо религиозные догматы. Тем более что образ религии в фильме также представлен, но совсем иначе, – это традиционные социальные стандарты, – и слом этой бесчеловечной религии происходит через переворот в умах и душах людей, когда они видят поступки подлинной любви. Очень символично, что главный герой так и остался один: никто не полез наверх ему помогать (в первую ночь), никто не встал рядом, никто не стал его другом, все так и остались в стороне, наблюдая за его геройством и бросив умирать своих раненных товарищей. Это и понятно: нравственность, лучшие моральные качества и духовные ценности не появляются вдруг, их необходимо раскрыть в себе как собственное естество, а это требует труда самопознания, преодоления лжи (о себе) и трансформации мировоззрения, что в условиях ошибочного самовосприятия чаще всего занимает немалое время.

Фильм: Привидение / Every Day (2018)

Изумительный фильм во всех отношениях, кроме, разве что, концовки. Прожить каждый день с новым свежим взглядом, вбирая в себя все тонкости многостороннего восприятия и познания всего и вся – это прекрасная иллюстрация принципов Единства. Если бы ещё в концовке произошло слияние в Одно двух разумов – «странствующего» и такого родственного ему и привязанного к конкретной форме (телу, личности), то получился бы «Happy End» не от мира сего, и фильм можно было бы назвать Божественным! Жаль, что авторам немного не хватило духовного понимания Единства, чтобы осмелиться расширить (преодолеть) границы Эго.