Фильм: 100 вещей и ничего лишнего / 100 Dinge (2019)

Редкий умный немецкий фильм доказывает, что даже с небольшим бюджетом, живым сердцем и головой на плечах, которая не только для еды, можно снимать замечательное кино! Пусть фильм не ставит перед собой глобальных задач, но в своём жанре заслуживает, пожалуй, высшей оценки. Все рассматриваемые проблемы человеческих взаимоотношений раскрыты оригинально и достаточно полно. Здесь и дружба, и любовь, и «отцы и дети», и бизнес, и общество, и взросление, и душевные расстройства, и т.д. – и на всё есть свой вполне разумный ответ. Главная тема, пожалуй, освобождение, и к своей желанной свободе герои находят путь.

Фильм: Место встречи / The Place (2018)

Есть такая поговорка: «дьявол кроется в деталях». Интересно, что изначально она звучала совсем иначе: «Бог – в деталях»! Так и есть: для кого-то в деталях Бог, для кого-то – дьявол… А что если абстрагироваться от Бога и дьявола и обратить внимание на себя? Ведь очень может быть, что в деталях скрывается или раскрывается вовсе не Бог и не дьявол. Быть может в деталях мы потеряли и сможем отыскать самих себя. И чтобы получше разобраться с этими вопросами, однозначно сто́ит вдумчиво посмотреть этот великолепный фильм!

Фильм: Анон / Anon (2018)

Не берусь даже предположить, что на самом деле хотели сказать этими образами создатели фильма. Однако давайте просто зададимся вопросами:

1) Кого/Что выражает образ Анон? – Кого/Что в оцифрованном мире, где абсолютно всё имеет свои ярлыки, тем не менее, невозможно идентифицировать? – Кто/Что живёт памятью и управляет совестью? Кто/Что создаёт иллюзии? И Кто/Что словно намеренно удаляет все следы (доказательства) своего реального существования?

2) Кто/Что в каждом из нас способно смотреть глазами других людей? Кто/Что боится быть утраченным? Кто/Что легко проникает в разум? Кто/Что переживает обвинения и нуждается в оправдании? И для Кого/Чего лишить жизни не является преступлением, зато настоящее преступление – не иметь жизни?

3) Кто/Что отождествляется с личностью? Кто/Что есть частичкой в каждом человеке? И Кого/Что при этом мы не осознаём как целое? Кто/Что стало результатом хитроумного алгоритма разделения? Кого/Что можно, применив этот алгоритм в обратную сторону, вновь собрать воедино? И Кто/Что не делает этого, и по какой причине?

Если Вы ответили на эти вопросы, то, наверняка, поняли, о Ком/Чём на самом деле этот великолепный фильм!

Сериалы: Молодой Папа / The Young Pope (2016) и Новый Папа / The New Pope (2020)

В этом весьма любопытном сериале в явном виде рассматривается как минимум три вопроса: 1) что собой представляет Бог? 2) что такое вера? и 3) кто же такой этот Папа? – Примечательно, что (в явном виде) не рассматривается вопрос: что есть Истина? – и это даже закономерно, поскольку в религии ему уже давно нет места.

Ответ, который предлагает фильм, на вопрос: что собой представляет Бог? – лично меня отчасти разочаровал. После многообещающего начала можно было ожидать (в конце) чего-то гораздо более оригинального. Если бы Папа в своей финальной речи сказал: «Бог – это Я»! – это действительно претендовало бы на фундаментальную глубину, откровение свыше и т.п. Но ответ Папы больше походит на анекдот: при инструктаже перед экскурсией на стройке детей убеждают надеть каски… вот один мальчик не надел каску, ему на голову упал кирпич, и мальчик умер; а вот одна девочка надела каску, ей на голову упал кирпич, и она только улыбнулась и пошла дальше, – в ответ на что дети хором закричали: мы знаем эту девочку! – она до сих пор улыбается и в каске ходит!

Ответ на второй вопрос: что такое вера? – ожидаем, но интригу, разворачивающуюся вокруг него, наблюдать одно удовольствие!

А ответ на вопрос: кто же такой этот Папа? – святой или дьявол? – у меня вызвал устойчивые ассоциации с историей, рассказанной Сергеем Лукьяненко в дилогии «Близится утро» & «Холодные берега», – там тоже главного героя приняли за подлинного Мессию все, даже враги, кроме одного – самого близкого человека, который почему-то не смог принять, казалось бы, очевидную истину.

Итак, сериал «Молодой Папа» – это очень умная история, которая в довольно-таки оригинальных образах побуждает зрителя о многом задуматься, раскрывая, хоть и совсем не очевидно, сущность религии – будь то христианство, буддизм, иудаизм или ислам и т.д. А продолжительность всего в 10 коротких серий свидетельствует о том, что фильм не затянут, и я могу подтвердить: в нём действительно всё осмыслено и уместно, и нет ничего лишнего. Ну и в дополнение к сериалу рекомендую всем (кто не читал) прочитать дилогию Сергея Лукьяненко «Близится утро» & «Холодные берега» – это, на мой взгляд, одно из лучших его произведений.

У «Молодого Папы» появилось неожиданное весьма любопытное продолжение: «Новый Папа» / «The New Pope» (2020), – однако этот сериал интересен не столько содержанием, сколько с чисто эстетической точки зрения. Что ж, красота ради красоты – это тоже прекрасно, особенно когда «сильные мира сего» предстают трогательно человечными персонажами, влюбляющими в себя благодарных зрителей! Что же касается содержания, сериал его всё же не лишён, и мы получаем некоторую компенсацию за вопросы, оставшиеся неотвеченными в «Молодом Папе», – здесь дан ответ на вопрос: «кто же такой этот (Молодой) Папа?» – и ответ Вас, надеюсь, не разочарует!

Фильм: Мой мир / Benim Dünyam (2013).

После того, как Вы посмотрели этот выдающийся фильм и вдоволь нарыдались разверзнувшимся от пробуждения сердцем, необходимо, пока сердце ещё не остыло и не закрылось обратно в свою привычную скорлупу, успеть задать себе сквозь очистительные слёзы следующие вопросы:

– кто в этом фильме я?

– в чём смысл жизни?

– как мне следовало бы жить в связи с моими ответами на первый и второй вопросы?

Более всего поражает персонаж учителя: не только умеющего и знающего как и чему учить в казалось бы неразрешимой ситуации, но отдавшего всего себя без остатка, – это, безусловно, олицетворение выдающейся, божественной Любви, воплощением которой так хочется быть!

Рекомендую смотреть этот фильм без перевода – именно с оригинальным звуком и субтитрами, – это позволяет проникнуться всей душой и эмоциональной атмосферой этого замечательного фильма, и его глубочайшим смыслом.